Категории
Христианские четки
 

В истории взаимоотношений человека с Творцом всегда существовало время для молитвы - общения с Богом. Сам термин религия происходит от латинского слова re-ligare (связывать).

Именно поэтому, пожалуй, основным стержнем любой религиозной культуры (и христианство тут не исключение), является именно молитва, связывающая нас с нашим Небесным Отцом. И это не зря, ведь чем чаще человек обращается к своему Создателю, тем лучше понимает Его волю и свое личное предназначение.
Но в нашей современности, полной искушений и ежедневных забот очень трудно найти время для личной молитвы. В отличие от старых времен, когда жизнь была неспешной, а день был четко распланирован - утренняя молитва, работа в поле, вечерняя молитва и отдых; сегодня, твердого, неменяющегося расписания не может позволить себе никто.
Но, даже в те, относительно спокойные времена, духовно богатые личности понимали необходимость упорядочения молитвы, дабы происходила она последовательно и четко.
Ведь если не определить для себя время для молитвы и их количество, то разум молящегося будет постоянно находиться в тревожном состоянии от назойливых вопросов - а не пора ли молитву закончить? Все ли я сказал? Достаточно ли? ...
Чтобы молитва верующего протекала в относительном спокойствии, и были изобретены различными религиозными течениями - четки.

К сожалению, традиция использовать четки для молитвы в средние века на западе была преимущественно монашеской прерогативой. Возможно, это и послужило фактором того, что данная традиция прервалась у отдельных христиан ставших на путь протестантской реформы и выступивших против монашеского института католической церкви. Однако, скоре всего, проблема исчезновения традиции молитвы по четкам из обихода протестантских церквей вызвана тем, что на западе эта форма молитвы сохранилась лишь в виде так называемой «Богородичной молитвы» (Розария). Естественно, для протестантов, отринувших культ святых и призывающих верующих к молитвенному обращению к Богу «без святых» посредников, молитва к Богоматери не может восприниматься чем-то истинно христианским, так как даже сама Богородица в тексте Евангелия от Луки учит нас прямой молитве к Небесному отцу: И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем ...(Лука 1.46-47).

Однако, как бы там ни было, мне искренне жаль, что подобная практика использования молитвы по четкам была утеряна последователями Реформы, так как упорядочить четками можно не только молитвы к святым, но и молитвы созданные на основе Библейских текстов или взятых из Библии в уже готовой форме.

Подобная практика, на мой взгляд, не могла бы принести ничего кроме пользы, учитывая, что с помощью четок можно настроить свое сознание на молитву везде - в очереди,  на работе во время послеобеденного перерыва, и даже в транспортной суете. 

Именно поэтому я, как пастор, хотел бы призвать нас к восстановлению этой древней и красивой христианской традиции молитвы по четкам, и использовать их для чтения той молитвы, что была дана нам от Самого Господа - молитвы «Отче наш».

Какие четки использовать для молитвы?
Для молитвы по четкам мы можем использовать уже готовые четки, которые можно купить в любом киоске церковных принадлежностей.

Это могут быть традиционные «православные четки» использующиеся для чтения «Иисусовой молитвы» или так называемые «западные» четки католического Розария.
Впрочем, можно изготовить четки и самим, для этого вполне подойдет прочная нитка (или леска) и старые бусы.

    1) Вот как выглядят «православные» четки               2) А вот так «западный» Розарий
         
   
  Как молиться?
1) Начиная молитву, мы производим крестное знамение и, взявшись за распятие, произносим: Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.
2) Затем на первой, крупной бусине читаем частичку 140 псалма ст. 1-2:
Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.
3) На мелких 10 бусинах читаем молитву Господа - «Отче наш»:
Отче наш, сущий на небесах! да святиться имя Твое;
да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
4) Дойдя до следующей крупной (или отдельной) бусины, вновь читаем частичку 140 псалма ст. 1-2, а на следующих десяти мелких опять «Отче наш», и так до конца всего круга четок. Количество десятков, а соответственно количество молитв на «православных» четках может быть различным, а в «западном» Розарии фиксировано - 5. Какой длины выбрать четки, дорогие братья и сестры, я советовать не буду. Пусть здесь вам подскажет ваше сердце.
А вот на что требуется действительно обратить внимание, так это на способ молитвы. Молясь, мы не должны повторять молитву монотонно и скоро (как бы стремясь исполнить некое предписание, обузу). Чем так, лучше вообще не молиться!
Чтение молитвы должно протекать плавно и спокойно, молитва должна как бы вытекать из нас естественным образом. Для того чтобы этого добиться, нужно отвлечься от беспокоящих нас мыслей, очистив наше сознание. Пусть все, что нас тревожит, выйдет из наших уст в виде молитвы. Может вначале покажется немного сложновато этого добиться, однако если ввести молитву по четкам в нашу ежедневную молитвенную практику, мы быстро научимся достигать состояния молитвенного покоя.
А такой покой очень важен. На востоке есть интересная притча: один монах, дабы показать своему ученику важность общения с Богом, поставил на столе два сосуда. Один был полон до краев, а другой пуст. Налей, сказал он ученику, в пустой сосуд воды. Ученик взял ведро, и с легкостью исполнил просьбу. Теперь налей сюда, сказал монах - указав на полный сосуд. Но я не могу, - ответил ученик. Почему? - спросил его учитель. Потому что он и так переполнен, все прольется - сказал ученик. Вот видишь, ответил монах, когда наше сердце полно, Богу трудно говорить с нами, так как ни одно из Его слов не может больше вместиться там.
Именно поэтому для любой молитвы, прежде всего, необходимо состояние покоя, когда мысли о повседневных заботах более не отвлекают нас. Достичь его, и помогает ежедневная молитвенная практика по четкам. Ежели мы будем подходить к молитве в таком правильном ключе, отдавая все, что нас беспокоит Небесному Отцу в виде молитвы, мы обязательно услышим в нашем сердце Его ответ.